Гранулированное резинобитумное вяжущее
Мировая практика дорожного строительства свидетельствует о том, что улучшение показателей асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог с интенсивным движением возможно при использованиии асфальтобетона, модифицированного специальными добавками. Одним из возможных вариантов является применение полимербитумного вяжущего (ПБВ), в частности, модифицированного полимерами типа СБС. Однако применение полимербитума ограничено по причине высокой стоимости как полимера, так и получаемого в результате вяжущего. Кроме того, возникают и некоторые технологические трудности работы с этим материалом – невозможность длительного хранения и специальные требования к битумохранилищам.
Указанных недостатков лишена инновационная модифицирующая добавка – гранулированное резинобитумное вяжущее, успешный выпуск которой первым среди стран СНГ осуществлен в Республике Беларусь.
Область применения
Гранулированное резинобитумное вяжущее представляет собой концентрат резинобитумного вяжущего, применяющийся в холодном состоянии для модификации битума асфальтобетонной смеси непосредственно в процессе ее приготовления.
Гранулированное резинобитумное вяжущее прошло испытания в исследовательском центре ЦИК ООО «Доринжсервис» (Ростов-на-Дону, Российская федерация), где была доказана эффективность добавки по методикам «Супер-Пэйв» согласно требованиям стандартов России, в связи с чем его можно рекомендовать для применения в производстве щебеночномастичных асфальтобетонов (отчет ЦИК ООО «Доринжсервис» от 06 ноября 2018 г.)
Эффективность
Асфальтобетонные смеси, приготовленные с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего, по характеристикам не уступают смесям, приготовленным на модифицированных битумах. При этом резинобитумный модификатор лишен недостатков модифицированных битумов – недолговечности и склонности к разрушению в условиях хранения и применения при высоких температурах, высокой стоимости полимерных модификаторов.
Применение материала позволит:
- повысить потребительские качества автомобильных дорог: улучшить сцепные качества покрытия, снизить уровень шума при движении транспортных средств, улучшить водоотвод и др.
- увеличить срок службы дорожных покрытий в 1,5–2 раза за счет улучшения физико-механических свойств асфальтобетона
- заменить дорогостоящие импортные полимерные модификаторы битума
- решить экологическую проблему утилизации изношенных автомобильных шин за счет использования в дорожном строительстве вторичных продуктов
- отказаться от применения стабилизирующих целлюлозных добавок при приготовлении щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей
Внедрение технологии не требует модернизации существующих асфальтобетонных заводов.
Описание технологии
Представляет собой гранулированный концентрат резинобитумного вяжущего, приготовленного горячим способом в специальной установке.
В качестве модификатора битума используется мелкодисперсная резиновая крошка белорусского производства, полученная путем дробления автомобильных шин и других резиновых изделий. Подача резинобитумного гранулята в мешалку асфальтосмесительной установки осуществляется по линии введения целлюлозных добавок. Модификация вяжущего асфальтобетонной смеси осуществляется в процессе ее приготовления при смешении горячего битума и гранулированного резинобитумного вяжущего в соотношении 4:1–5:1.
Внедрение
Выпуск гранулированного резинобитумного вяжущего осуществляется на опытно-экспериментальном производстве «МАДИКОР».
Нормативный документ
ДМД 02191.2.069-2013 «Рекомендации по приготовлению и применению горячих асфальтобетонных смесей с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего»;
СТБ 2302-2013 «Вяжущее резинобитумное. Технические условия».